5, 4, 3, 2, 1
У меня набралась коротенькая подборка на 5 книг с мемуарами людей мрачных судеб. Депрессия, суицид, рак, зависимость, абьюз. Первых двух побольше, остального поменьше.
Mortality. Christopher Hitchens
Писатель, колумнист, эссеист и атеист (заходят в бар), признанный интеллектуал, повлиявший на умы многих заметных американцев и британцев, умирает от рака и делится мыслями в процессе.
Остроумные замечания и антирелигиозные шутки на пороге смерти. Наверное, мне бы очень понравилось, если бы я до этого почитал другие его работы. Это оказался не тот случай, когда знакомство с группой стоило начинать с последнего альбома.
Но про его жену мне известно ещё меньше, и это не помешало нескольким страницам послесловия её авторства хорошенько сжать мне горло. Почему-то её трагедия тронула меня заметно больше.
Darkness Visible. William Clark Styron
По мнению Роберта Сапольски: одно из самых ясных описаний депрессивного состояния. Разрушение самоценки, ненависть к себе, стыд. Дискомфорт и боль в теле. Суицидальные мысли. Потеря смысла продолжать. Непонимание со стороны тех, кто не проживал то же самое. Всеобъемлемость и сложность проблемы. Ангедония. Нерадивые врачи. Больничка. Безнадежность. Наблюдение за собой со стороны.
Излчение, восстановление, и принятие «необязательности» суицида. Полноценное путешествие в ад и обратно.
An Unquiet Mind. Kay Redfield Jamison
Профессорка психиатрии рассказывает о своей жизни и карьере с биполярным расстройством. Основные темы: дестигматизация (книга вышла в 1995), попытки разобраться в природе расстройства и отделить свою «личность» от физиологии.
Мне было интересно сравнить опыт. Есть абзацы, которые описывают то, что я чувствовал примерно также, как описал бы я сам (тут речь о депрессивной фазе, мании мне незнакомы). Они чередуются с вещами, которые из 2022 с его модой на осознанность читаются чуждо.
One Friday in April. Donald Antrim
Подробный дневник попытки суицида и всего, что её окружает. Главная мысль одна: «суицид это не какой-то один поступок, это длительная болезнь, которая изматывает человека до тех пор пока не разрешится в попытку убить себя».
Автор, конечно, имеет в виду то, что обычно называется депрессией, но вместо этого слова он везде пишет «суицид». Учитывая, что это глубоко личная история такая вольность скорее добавляет тексту характера, чем раздражает.
Подробная экскурсия по страданиям и попыткам от них избавиться (включая, в том числе, лечение электрошоком).
The Copenhagen Trilogy. Tove Ditlevsen
Книжка из моего личного топа 2021. История зависимости и зависимых отношений. Карьеры блестящей снаружи и подгнивающей изнутри.
До сих пор один из самых откровенных и мрачных текстов, что мне попадался. Написанный спокойным отстранённым тоном, который даёт понять, что дополнительный cенсационализм описанном не нужен.
Детальный разбор из Нью-Йоркера. Не стоит читать перед книгой, но можно полистать, если уже прочитал или читать трилогию в планы не входит.