Behave — Five. Days to months before
Конспект главы из книги Роберта Сапольски Behave. Это глава о биологии памяти.
Книга на английском
Книга на русском
Саммари других глав можно найти тут.
Механика памяти
Наша память в нейронах. В укрепившихся цепочках нейронов. Чем сильнее связка, тем надёжнее воспоминание. Связка укрепляется повторением. Сильная связка означает бо́льшую возбудимость внутри цепочки. Этим процессом занимается нейротрансмиттер глутамат. Поэтому в молодости так полезно есть доширак.
У нейронов две системы реагирования на глутамат. Одна работает «аналогово» — как слайдер, вторая «по-цифровому» — как чекбокс. После многократной повторной бомбардировки глутаматом первой системы, по достижению некоего порога, происходит «взрыв» возбуждения и запускается механизм обмена кальцием (а не содой как обычно). Так нейроны начинают запоминать. Инфоцыганские ролики на пиратских сайтах с сериалами заняты именно этим, они специально по три раза в две минуты лезут к нам в нейроны своими грязными лапами, чтобы мы запомнили, что ставки на спорт это один икс бет.
LTP (Long-term potentiation):
- кальций вызывает увеличение числа глутамат-восприимчивых рецепторов в «дендрарии» нейрона (там где «уши»), тем самым делая нейрон более восприимчивым к глутамату (обычно какое-то количество рецепторов хранится там неподалёку);
- кальций также вызывает изменения в уже существующих рецепторах, делая их более восприимчивыми к глутамату;
- ещё кальций делает так, что специальный нейротрансмиттер плывёт обратно в сторону пресинаптического нейрона и говорит тому генерировать побольше глутамата.
Так работает наша память на факты.
LTP — это процесс, который помогает дофаминовой системе закрепить связть между раздражителем и наградой.
Стресс нарушает LTP в гиппокампе и в коре, но стимулирет его в амигдале, делая нас тупее и трусливее (это гармонично дополняется соответствующим обратным процессом LTD, гда D это depression, в противоположность Potentiation).
Новые связи
Создание новых синапсов тоже часть процесса. Ремапинг — «смена лейаута» нейронных цепочек, происходит, когда мы чему-то учимся. Происходит даже если мы просто прогоняем новое в голове (не играем на инструменте, а представляем, что играем; не огребаем на работе, а представляем, что огребаем).
Генерация новых нейронов у взрослых существует. Хоть и такая себе. Стимулируется: обучением, упражнениями, антидепрессантами, обогащением окружающей среды и всякой другой новизной. И тормозится стрессовыми факторами.
Большинство из этих изменений — обратимы, но некоторые нет. Особенно те, что связаны с большим депрессивным расстройством и длительным стрессом, это как раз те, что делают нас трусливее и тупее. Деградировать проще, чем развиваться, кто бы меня об этом раньше предупредил.