Низший пилотаж. Баян Ширянов
В «Открытом письме Баяна Ширянова» читателям и критикам он пишет: «НП – это издевательство. Над темой, над читателем, над героями и над самим собой. Несмотря на глумеж или благодаря ему, я пытался быть честным. Откровенным, насколько это возможно. Мне было страшно, когда я это писал»
«Низший пилотаж» Баяна Ширянова — книга, которую я мало кому могу посоветовать.
Представим картину, написанную маслом, или пастелью, или любым другим инструментом, у которого явно есть «текстура картины». На картине чья-то печень и чей-то желудочно-кишечный тракт слизистыми наружу, клубки вен изъеденные язвами от проколов, тут и там встречаются детские ручки и ножки.
Когда глядишь издалека, к этой мерзости подходить не хочется. С рекомендованных музеем полутора метров уже видно, что это оно просто нарисовано, и все эти гадкие слизистые поверхности с бликами, хоть и заставляют ёжиться, но уже и не мешают оценить композицию целиком: тут акценты, тут цветовые пятна расставлены интересным образом. А если уж совсем носом в полотно — то картина, конечно, разваливается, зато видно какой мазок поверх какого и какой был калибр кисти.
В какой-то момент градус треша становится такой, что воспринимать это всерьёз уже совсем невозможно и, хоть и в игровой форме, деградируешь, деревенеешь так же, как герои книги. Как моральному разложенцу, эти сюрреалистичные сцены насилия тебе уже не кажутся чем-то пугающим, во что нужно вмешаться и прекратить — это просто происходит и иногда это очень смешно.
Навотно Стоечко и Семарь-Здрахарь (имена двух из дюжины героев) уже в той же исторической категории, что и чиновники у Гоголя — какие винтовые наркоманы в 2020 господи. Но языковой опыт, который содержится в книге, кажется продержится сильно дольше. Сегодня это уже не про наркоманов истории, это история про путешествие по языку. Подобно Элджернону Киза, в первых главах ты не понимаешь целые предложения. Но по мере продвижения термины проясняются, дорога под ногами всё твёрже и твёрже — ко второй трети ты уже рука об руку с торчками идёшь по великому джефовому пути за терками и стендалем, чтобы потом растянуть баян со струнами.
Кодла наркоманов из «Пилотажа» Совок не пережила, но при некоторой удаче, этот лингвистический бэдтрип имеет шансы протянуть сильно дольше.