Стамбул и Белград летом 2023
Оказалось, что у меня полностью атрофировались путешественнические мышцы и без гугла я бы точно перепутал, что складывать в багаж, а что в ручную кладь.
Стамбул
Надпись «Hi! I don’t care. Thanks» на футболке турецкой женщины средних лет оформила сразу обе части формулы peak-end memory о прогулке по разваленному кварталу Стамбула. Скорее всего, когда ты живёшь тут первые 20–30 лет своей жизни — это пиздец, когда доживаешь последние 10–20 лет, это, вероятно: «ну могло быть и хуже». Но я никогда не узнаю наверняка, я-то просто поглазеть приехал, как поверхностный невежественный турист я увижу только «ауТеНтиЧнуЮ эКзОтиКу».
Через дорогу от посыпавшейся штукатурки, луж грязной воды из домашних тазиков, детей с мячиком на дороге и столярных мастерских по цокольным этажам — пространство понятной и знакомой глобальной культуры, здание музея современного искусства. Чтобы шагнуть из пролетариата в буржуазию нужно всего лишь перейти дорогу на красный свет (других вариантов в Стамбуле не предусмотрено). Как человек глубоко чувствующий и культурно развитый, ходивший по музеям и нюхавший книги, я увижу, что знакомство с работами современных турецких художников начинается с метафоры о том, что границы между классами пересекаются только через трансгрессию. Как минимум в двух значениях этого слова.
Внутри получилось как-то неловко, диалога с художником не вышло. Так бывает, когда ты пришёл на встречу и слышишь, что собеседнику очень интересно рассказывать то, что тебе не очень интересно слушать. Составленные нейронкой и без любви к предмету описания настроить контакт с выразителями других времён и культур тоже не помогли.
Под один из экспонатов отведена целая комната. Я спросил двух своих друзей, как они думают, о чём эта работа. Оба выдали концепции интереснее оригинальной. Хотя целая комната круто, конечно. Это как поля для гольфа или Центральный парк на Манхеттене — много дорогущей площади отведено под нечто праздное и «непродуктивное». Гедонизм и человечность — одобряю.
На следующий день не прочитав даже статьи в википедии я пошёл смотреть на исторические памятники архитектуры. Что я тут делаю? А остальные тут что делают? Я не понимаю и не знаю, что я должен тут понять. А другие понимают? Можно ли стать культурно богаче просто повторяя за другими движения, которые составляют ритуал окультуривания? Если я пройду через 40 церквей и галерей ничего не понимая, но старательно повторяя те же действия, что и остальные — получится ли у меня просто забрутфорсить культурное развитие? Должен ли художник уметь рисовать? С аудиогидом как-то попроще это всё, конечно. Ответы на почти все из этих вопросов: «нет» и «не знаю» так что я, судя по всему, как минимум, потыкался в границы своего восприятия.
Получается, что увернуться от личностного роста при столкновении с любым искусством практически невозможно, нет-нет да и всё равно что-нибудь узнаешь. Полная беспомощность.
Когда то, на что я должен смотреть, не вовлекает меня достаточно я быстро проваливаюсь в рефлексию, начинаю думать над ситуацией со стороны и играть в неё от третьего лица. Буквально несколько дней назад до меня дошло, что возможно это и называется диссоциацией.
Несмотря на мой интерес к теме психологии и ментального здоровья я всё так и не мог понять: «диссоциация» — это чё хоть такое-то? Любое её упоминание всегда сопровождается какими-то угрозами, предупреждениями, а в любимых мной метал-песня и просто ором. Тонкие различия между dissociation, disassociation, depersonalization и derealization разобраться с тонкостями спектра человеческих переживаний тоже не помогают.
Подумать только, ужас какой: человек думает, что то, что с ним происходит, не с ним происходит на самом деле. А я так до сих пор и не врубаюсь: проблема-то где?
Как человек читавший введение к статье о буддизме на википедии (на которую я попал со статьи о Пелевине) — я в курсе, что эго это иллюзия. А как турист с отсутствующим взглядом я вообще не понимаю как жить-то, если ты не смотришь всё время на происходящее со стороны, иногда включаясь на 15 минут, чтобы спросить своих спутников, что они думают о куче мусора на полу?
Из-за того, что все считают это проблемой, а я нет, я так до сих пор и не уверен, что знаю, что значит слово «диссоциация».
Белград
— Английский всем доступен? Кому-нибудь нужны субтитры? У нас много языков на выбор
— …
— Точно никому не нужно?
— Турецкие, пожалуйста
— *придавленные смешки в толпе*
После 15-минутного биографического ролика о Николе Тесле посетителей музея имени Теслы превращают в соучастников эксперимента — выдают им лампочки и показывают как без всяких проводов электричество из катушки имени Теслы зажигает свет прямо у них в руках. После нам предлагают посмотреть на личные вещи Теслы, единственный существующий портрет Теслы. И урну с прахом Теслы.
Сказ про житие, свечки, чудеса строго в рамках школьной программы по физике, икона, мощи. За скромное пожертвование нам, получается, провели службу в церкви святого Николы.
В Белграде жарко. А если не повезло с публикой за соседним столом в кафе, то ещё и душно. Счас бы за порцией неплохих азиатских пельменей слушать условных скрам-мастеров из условного Яндекса, как они не нагружают своих разработчиков и измеряют задачи в нотации tall/grande/venti or whatever the fuck.
На Белградскую архитектуру интересно смотреть как на остатки самоуверенного просоветского перфекционистского проекта по обустройству быта. Идея о том, что можно один раз всё правильно спланировать на поколения вперёд, залить правильный образ жизни в бетон и потом наслаждаться общественным порядком, который никогда не выльется за берега — по-своему (по-соевому кек) красивая, но всё же немного тупая. По крайней мере по версии ценителей «Вашингтонского консенсуса».
Теперь эти серые площади самых причудливых форм и комбинаций — пространства для графити и стикеров.
Вкус победы глобального капитализма над локальной идиосинкразией рабочих кооперативов как главной экономической силы — это вкус бабл-чая и мангового смузи, при приготовлении которого ни один манго не пострадал. Ну это по состоянию на 2023 год, неизвестно, какие ещё потрясения ожидают этот регион.
Велком ту истерн ивроп, комрад, приглашаю тебя покачать головой под плейлист со славянским трэпом (есть смысл загуглить, если lofi-девочка с домашкой надоела).
***
Я всё перепутал: на религиозное представление я смотрел в музее, искусству удивлялся шагая по улицам, а в храме думал над тем, как расписаны стены.